Сплав по Шилке: ветер, дождь и лай лисиц неподалеку


Сколько мне лет? Я помню динозавров. Но это не повод ползти на кладбище! В команде Амурского отделения Русского географического общества я отправилась на сплав по диким местам Забайкалья. Точнее — по Шилке, из слияния которой с Аргунью, как учат в школе, начинается Амур.

В нашей команде Алексей Севастьянов, руководитель, Дмитрий Косицин, Михаил Долинский, Зифа Щербакова и автор этих строк. Наш маршрут — от станции Куэнга до впадения в Шилку речки Часовинки. Расстояние — около 300 километров. Средство передвижения — конструкция из катамарана и резиновой лодки. А на дворе — сентябрь.

Жизнь на сплаве хороша тем, что проста до примитива. От мужчин требуется сила, чтобы таскать оборудование, натягивать тент, рубить дрова, ну и некоторые навыки, например, разжечь костер, связать из березовых стволов раму для катамарана, отпугивать медведей. Хорошо, когда в группе опытные, выносливые и ответственные мужчины. Чем занимаются женщины? Готовят еду и моют посуду. Ах если бы так незамысловата была наша повседневная жизнь, может быть, в ней было бы больше счастья.

На сплаве все просто. Погреться хочешь — разведи костер. Зимовье найти надо — смотри внимательнее, увидишь. Грибов захотелось — иди в лес. Иногда, правда, случается непредвиденное.
Нас сверху поливал дождь, а река методично орошала брызгами. Очень скоро на мне все промокло.

— Как вещи высушить? — спросила я командира на второй день сплава.

— Никак! Иди искупайся, — ответил он.

Я удивилась, но решила попробовать. Алексей оказался прав: окунешься раза три в холодную воду — и сырые носки не кажутся проблемой. Так все двенадцать дней я купалась и не верила себе: сентябрь, дожди, мокрая одежда! Ангина неминуема. Представьте, я даже не чихнула. И другие тоже.

…Всю дорогу было пасмурно и сыро, к концу сплава — холодно. Еду варили, естественно, на костре, посуду мыли водой и песком, спали на земле, подстелив тонкие коврики, и все время казалось, что за тонкой стенкой палатки ходит медведь. Стоило оно того? Конечно. Почему? Потому что чудеса! В обычной жизни их так мало, а в походе, тем более по воде… Слышно, как переговариваются лоси: один что-то произносит на своем языке, другой отвечает, первый продолжает «говорить»… Вечером костер, а ночью звезды на все небо. Рассветы и закаты, сиреневый туман, поляны рыжиков, изумрудный мох, огромные стаи птиц… В природе чудно все. А еще бывает так.

…Шел шестой день сплава. Домой еще не тянуло, но уже хотелось теплого и чистого. Командир высматривал место для очередной стоянки. Вдруг видим — на берегу скамейка, наверное, люди есть… Только причалили, на берег вышел мужчина и говорит: «Баня готова».

Это был Михалыч, сторож на заимке. И это была суббота. Он баню натопил для себя, а тут мы явились. Устроил нас на ночлег, угостил копчеными чебаками, показал старинную дорогу… Ну разве не чудо?

Нас везде встречали радушно. Елена и Константин — пасечники-любители, как они представились, — накормили, как родных, на дорогу дали варенья из кабачков (Елена в это варенье кладет цветы календулы и шафрана — красиво). Глава администрации в Усть-Карске Егор Иннокентьевич Копнин поселок показал, в музей отвел, овощей с собственного огорода дал. Ребята из могочинского «Боевого братства» приютили на ночлег и помогли с транспортом.

Нас все как будто жалели. Конечно, нормальные люди в такую погоду и в такое время дома сидят, а эти, скитальцы, под дождем мокнут непонятно зачем, спят на земле и плыть им еще далеко.

А мы, как малые дети, с любопытством наблюдали за всем, что встречалось в пути: команда подобралась жадная до впечатлений. Нам встретился старинный «завод» по обжигу извести. Мы обследовали несколько небольших пещер: в крупные не спускались — для этого нужно спецоборудование.

Незабываемое впечатление — церковь во имя святого Прокопия Блаженного в селе Горбица. Она уникальна, потому что стоит уже больше 130 лет, и еще потому, что в одном здании соединены два архитектурных стиля — классицизм и барокко. Село, не в пример прошлым годам, очень бедное, но службы в церкви все же проходят.

Мы увидели стоянку древних людей: после себя они оставили метровый слой разбитых раковин речных моллюсков. В Усть-Карске буквально зависли в музее: современный, богатый, грамотно оформленный.

Мы прошли по легендарной дороге, проложенной в середине девятнадцатого века по берегу Шилки. Местами она идет у самой воды, местами поднимается на головокружительную высоту. По этой дороге поддерживалась связь с амурскими поселениями.

А еще у Шилки невероятно красивые берега. Скалистые и пологие, в виде холмов, пирамид, утесов, покрытые густым лесом и редкой травой. За каждым поворотом реки новый захватывающий вид.

На всем протяжении маршрута масса птиц: цапли, утки, бакланы, голубые сороки… По ночам мы слышали, как гавкают лисы, ухают совы, на всех стоянках — следы медведей. В тех местах множество диких обитателей и… тишина. Не звенящая, от которой болит голова, а первозданная и величественная тишина природы.

…Можно отдыхать в теплых краях. Хоть на экваторе. Мне нравится путешествовать по России. Здесь говорят по-русски, природа родная, история своя и люди — наши. А еще реально случаются чудеса.

Валентина КОБЗАРЬ, река Шилка — Благовещенск.

Информация позаимствована с портала Моя мадонна


© АНО "Амурский экспедиционный центр", 2016-2024 г.